PDF Скачать статью в pdf.

УДК 159.942-057.87

DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422

 

Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза

Ветлужская Мария Владимировна
доцент кафедры факультетской терапии № 2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9733-4813, Publons ID: https://publons.com/researcher/2948999/maria-vetluzhskaya, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абрамова Антонина Аркадьевна
доцент кафедры факультетской терапии № 2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3311-6072, Scopus ID: 57204968651, Publons ID: https://publons.com/researcher/2948978/antonina-abramova, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сердакова Кира Геннадьевна
доцент кафедры педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0149-5848, Publons ID: https://publons.com/researcher/3087030/kiraserdakova, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Быкова Екатерина Евгеньевна
клинический ординатор первого года кафедры факультетской терапии № 2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4830-624X, Publons ID: https://publons.com/researcher/2899581/ekaterinabykova, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хамматова Рина Сергеевна
доцент кафедры педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3256-0953, Publons ID: https://publons.com/researcher/3087064/rina-khammatova, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шурупова Раиса Викторовна
вице-президент по связям с научными и учебными организациями России Израильской независимой академии развития науки (3542411, Израиль, г. Хайфа, ул. Ха Мелех Давида, д. 14/314), кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5548-6229, Publons ID: https://publons.com/researcher/3087164/raisa-shurupova, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Эмпатия и эмоциональный интеллект играют важную роль в формировании профессиональных компетенций будущего врача, что обусловливает актуальность данной работы. Цель статьи – изучить эмпатические способности и состояние эмоционального интеллекта, а также выявить корреляции между данными показателями у студентов III курса медицинского вуза. В статье представлены результаты изучения эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов-медиков III курса.
Материалы и методы. В исследование включено 92 студента Сеченовского Университета. Оценка уровня эмпатических способностей и эмоционального интеллекта проводилась с помощью методик В. В. Бойко и Н. Холла соответственно. Изучалась взаимосвязь между параметрами эмоционального интеллекта и каналами эмпатических способностей. Статистический анализ осуществлялся с помощью программы STATISTICA 8.0.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования авторы определили, что значительная часть респондентов имеет заниженный и очень низкий уровни эмпатических способностей по Бойко, наименее развиты интуитивный, рациональный и эмоциональный компоненты, наиболее развитым оказался интегративный показатель «установки, способствующие эмпатии». У большинства студентов определялся низкий уровень эмоционального интеллекта по Холлу, при этом хуже всего сформированы такие параметры, как «управление собственными эмоциями» и «самомотивация», а наиболее развита «эмоциональная осведомленность».
Обсуждение и заключение.У большинства респондентов выявлены низкие уровни эмпатических способностей и эмоционального интеллекта, что свидетельствует о необходимости их развития, в первую очередь, интуитивного, рационального и эмоционального каналов эмпатии, а также компонентов эмоционального интеллекта – «управления своими эмоциями» и «самомотивации» – с целью формирования коммуникативных профессиональных компетенций в период обучения в вузе. Данная статья будет полезна преподавателям медицинских вузов и психологам.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, эмпатическая способность, студент медицинского университета, высшее медицинское образование

Для цитирования: Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М. В. Ветлужская [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 404–422. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422

Заявленный вклад авторов:
Ветлужская Мария Владимировна – концепция исследования; анализ научной литературы; написание рабочего варианта статьи.
Абрамова Антонина Аркадьевна – концепция и дизайн исследования; статистическая обработка данных; графическое представление материалов исследования.
Сердакова Кира Геннадьевна – дизайн исследования; критический анализ и доработка текста.
Быкова Екатерина Евгеньевна – подготовка анкет; сбор и обработка материала.
Хамматова Рина Сергеевна – проверка результатов исследования; подведение итогов.
Шурупова Раиса Викторовна – формальный и критический анализ.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.05.2019; принята к публикации 27.06.2019;
опубликована онлайн 30.09.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.