PDF Скачать статью в pdf.

УДК 37.016:811.111

DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.023-036

 

Языковая и культурная осведомленность преподавателя английского языка для профессиональных целей

 

Фортеса Фернандес Рафаэль Филиберто
доцент кафедры иностранных языков и перевода ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, пр. Мира, д. 19), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5356-5337, Researcher ID: R-8717-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Батиста Гонсалес Мария дель Кармен
профессор Лингвистического центра института основных наук Высшего технического института г. Гаваны – КУХАЭ (Куба, г. Гавана, Марианао, ул. 114 Сикловия/Ротонда, д. 11901), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6137-8627, Researcher ID: A-8424-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В статье рассматривается категория языковой осведомленности преподавателя английского языка для профессиональных целей через включение понятия культурной осведомленности как особого компонента познавательной способности педагога. Целью статьи является концептуальное расширение этого понятия, которое актуализирует преподавание английского для особых целей в условиях, возникающих в результате беспрецедентной мобильности человека и межкультурных контактов.
Материалы и методы. С помощью историко-логического метода описываются недостатки педагогического опыта и обосновывается необходимость преподавания культуры в курсах английского языка для специальных целей. Фундаментальная теория как индуктивная методология используется для генерации концептуального расширения, которое связывает такой материал исследования, как коммуникации в сферах медицины и бизнеса, а также данные о миграции населения и научных взаимодействиях.
Результаты исследования. Сформулировано определение культурного знания английского языка для специальных целей как системы, содержащей перманентные (know-that) и временные (know-of) проявления культурных факторов в обществе. Практическая репрезентация этой системы показана на примере дискурса английского языка в сферах медицины и бизнеса. Данное исследование расширило представление о концепции преподавания английского языка в профессиональных целях, утверждая, что культурное сознание занимает центральное место в ESP дискурсе, благоприятствуя образованию, учитывающему культурные особенности.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость статьи заключается в обращении к опыту работы преподавателей английского для специальных целей, занятых в преподавании языка в области индустрии туризма, здравоохранения, экономики, а также академической деятельности, включающей научно-исследовательскую работу. Данная статья будет полезна практикам – преподавателям английского языка для специальных целей в различных областях, и исследователям, анализирующим проблемы и методики преподавания иностранного языка. В связи с многочисленными вариациями английского языка для особых целей, а также из-за сложности мотивации студентов, изучающих такого рода курсы, в статье обращается внимание и на затруднения, связанные с обращением к культурному содержанию, присущему всем учащимся. Этот аспект требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: английский для особых целей, языковая осведомленность учителя, коммуникативная языковая практика, отраслевые знания, культура

Благодарности: статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 17-29-09136/18 «Полилингвизм в эпоху постграмотности: философско-культурологическое обоснование и методико-педагогическая разработка модели полилингвального образования».

Для цитирования: Фортеса Фернандес Р. Ф., Батиста Гонсалес М. дэль К. Языковая и культурная осведомленность преподавателя английского языка для профессиональных целей // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 23–36. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.023-036

Заявленный вклад авторов:
Фортеса Фернандес Рафаэль Филиберто – научное руководство; подготовка первоначального варианта текста; критический анализ и доработка текста; развитие методологии; компьютерная обработка; формализованный анализ данных;
Батиста Гонсалес Мария дель Кармен – изучение концепций; сбор данных и доказательств.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 09.11.2018; принята к публикации 08.12.2018;
опубликована онлайн 29.03.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.