PDF Скачать статью в pdf.

УДК 37.018.4:004.7

DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.008-022

 

Применение инструментов электронного обучения для международной академической мобильности неанглоговорящих студентов-математиков

 

Снегуренко Александр Павлович
начальник Управления международной деятельности ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5515-3544, Researcher ID: I-1028-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сосновский Сергей Александрович
доцент кафедры информационных и вычислительных наук, группа компьютерных технологий обучения и преподавания Университета Утрехта (3584 СС, Нидерланды, г. Утрехт, ул. Принстонпляйн, д. 5), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8023-1770, Scopus ID: 8935519700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новикова Светлана Владимировна
профессор кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), доктор технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8207-1010, Scopus ID: 55355243900, Researcher ID: B-6505-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яхина Рузиля Раифовна
заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7371-064X, Scopus ID: 57194621008, Researcher ID: C-7689-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Валитова Наталья Львовна
доцент кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8408-1885, Scopus ID: 23013218200, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кремлева Эльмира Шамильевна
старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-0575, Scopus ID: 57194618280, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В статье предлагается подход к организации обучения с использованием специальных электронных обучающих инструментов для более глубокого понимания математики и адаптации обучающихся к математическому языку, используемому в профессиональной среде в принимающей организации (в зарубежной стране). В связи с этим становится актуальной проблема мультиязычной поддержки изучаемых студентами курсов в принимающей стране для более эффективного погружения обучающихся в языковую академическую среду. Цель статьи – описание разработки методологии мультиязычного сопровождения математических курсов в принимающей стране для повышения эффективности академической мобильности студентов с использованием электронных средств обучения.
Материалы и методы. В основу проведенных исследований легли методы системного анализа, а также описательные и аналитические методы, преимущественно экспериментальные. Для определения преимуществ предложенного подхода были использованы методы эмпирических исследований (наблюдение и сопоставление). С целью подтверждения эффективности использовались классические методы измерений.
Результаты исследования. Авторы проанализировали существующие электронные обучающие системы и определили электронную образовательную среду Math-Bridge как позволяющую создавать математические курсы параллельно на нескольких языках. В качестве примера разработан учебный курс «Методы оптимизации» на трех языках для обучения русскоязычных студентов магистратуры. Сравнительный анализ целевой и контрольной групп студентов показал, что в целевой группе 100 % студентов достигли превосходного уровня освоения компетенций, в то время как в контрольной группе такого же уровня компетенций достигли лишь 75 % студентов. Степень мотивации к изучению математики в контрольной группе практически не изменилась, увеличение составило всего 0,86 %. Однако в целевой группе уровень интереса к изучению математики возрос с 0,9 до 8,9 % (в среднем рост составил 2,21 %).
Обсуждение и заключение. Результат проведенного педагогического эксперимента показал эффективность предлагаемого подхода при обучении студентов на английском языке в рамках международной академической мобильности. Полученные результаты будут полезны для сотрудников вузов, участвующих в программах международной академической мобильности студентов.

Ключевые слова: многоязычнось, академическая мобильность, дистанционный учебный курс, компьютерное обучение, профессиональные компетенции, обучение математике, мотивация к обучению

Благодарности: проект выполнен группой разработчиков Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева при поддержке Европейской академической программы TEMPUS Европейской Комиссии (проект MetaMath, реализованный в 2013–2017 гг., соглашение № 543851-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR).

Для цитирования: Применение инструментов электронного обучения для международной академической мобильности неанглоговорящих студентов-математиков / А. П. Снегуренко [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 8–22. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.008-022

Заявленный вклад авторов:
Снегуренко Александр Павлович – научное руководство.
Сосновский Сергей Александрович – один из авторов-разработчиков системы MathBridge, участвовал в разработке электронного учебного курса.
Новикова Светлана Владимировна – участие в разработке образовательного контента.
Яхина Рузиля Раифовна – разработка и сопровождение версий учебного контента на иностранных языках.
Валитова Наталья Львовна – участие в разработке и техническом сопровождении мультиязычного электронного курса.
Кремлева Эльмира Шамильевна – участие во внедрении мультиязычного электронного курса в учебный процесс.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.07.2018; принята к публикации 04.10.2018;
опубликована онлайн 29.03.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.