PDFСкачать статью в pdf.

УДК 502.12-053.81

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.723-735

 

Социальные критерии экологической ответственности молодежи  

Цветкова Ирина Викторовна
профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3433-328X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иванова Татьяна Николаевна
заведующий кафедрой cоциологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор социологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3163-8763, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: актуальность исследования вызвана тем, что цели формирования экологической ответственности молодежи тесно связаны с обеспечением национальной экологической безопасности и реализацией задач устойчивого развития общества. Новизна подхода состоит в выделении системы критериев экологической ответственности молодежи, которые нацелены на формирование комплексного подхода к организации экологического образования и воспитания. Цель статьи – проверка гипотезы о различиях структуры и уровней экологической ответственности студентов в зависимости от специализации обучения.
Материалы и методы: эмпирической базой исследования послужило анкетирование студентов высших учебных заведений г. Тольятти. Метод анкетирования позволяет выявить мнения студентов разных специализаций об экологической ответственности и установить различия между группами респондентов.
Результаты исследования: анализ результатов показал, что аксиологическая, когнитивная и деятельностная компоненты в структуре экологической ответственности сформированы у студентов разных специализаций неодинаково: у некоторых опрошенных ценностные аспекты преобладают над когнитивными и деятельностными. Отмечены существенные различия когнитивной составляющей в структуре экологической ответственности между группами студентов. Деятельностная компонента у представителей двух групп развита в меньшей степени. Это свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к экологическому образованию и воспитанию.
Обсуждение и заключения: экологическая ответственность в сознании современной молодежи чаще ассоциируется с общими мировоззренческими категориями, чем с практическими действиями. Это характерно для студенческой молодежи вне специализации обучения. Практическое значение результатов исследования состоит в возможности применения структуры критериев экологической ответственности для организации мониторинга с целью повышения эффективности экологического просвещения.

Ключевые слова: социальный критерий, экологическая ответственность, молодежь, студент, экологическое знание, экологическая ценность, мероприятие экологической направленности

Благодарности: статья опубликована при поддержке гранта РФФИ № 17-46-630560 р_а «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона».

Для цитирования: Цветкова И. В., Иванова Т. Н. Социальные критерии экологической ответственности молодежи // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 723–735. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.723-735

Заявленный вклад авторов: Цветкова Ирина Викторовна – научное руководство; проведение анализа теоретических подходов; проведение критического анализа материалов и формирование выводов. Иванова Татьяна Николаевна – разработка программы и инструментария анкетирования; проведение эмпирического исследования; описание результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX