PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.015.3:159.955

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.683-694

 

Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности  

Кашапов Мергаляс Мергалимович
профессор кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), доктор психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1968-090X, Researcher ID: A-9980-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шаматонова Галина Леонидовна
доцент кафедры социальных технологий ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат политических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4446-8276, Researcher ID: F-8172-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кашапов Артём Сергеевич
старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9629-352X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отставнова Ирина Владимировна
директор Научной библиотеки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат культурологии, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1084-7104, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: потенциала личности. Актуальность исследования проблемы связана с отсутствием теоретических и эмпирических исследований ресурсности мышления как познавательного процесса поиска и нахождения оптимальных способов творческого разрешения проблем в разнообразных сферах жизнедеятельности. Целью статьи является эмпирическое исследование и теоретическое обоснование ресурсности мышления субъекта, способного проявлять инициативу в поиске нового и уметь брать на себя ответственность за процесс и результат познавательно-преобразовательной деятельности.
Материалы и методы: в исследовании использовалась методика «Линии жизни» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха); проведен качественный анализ полученных эмпирических данных; представлено обобщение ранее полученных результатов исследования ресурсности мышления.
Результаты исследования: получено эмпирическое подтверждение гипотезам о том, что ресурсность мышления непосредственно и опосредованно влияет на реализацию потенциалов личности, что от степени зрелости ресурсного мышления на определенном этапе личностного развития зависит дальнейшая реализация потенциалов субъекта. Ресурсность мышления может выступать средством реализации творческих потенциалов личности либо средством их угасания в зависимости от конгруэнтности с самыми важными жизненными событиями.
Обсуждение и заключения: ресурсность профессионала, связанная с когнитивной самоподдержкой, направлена на позитивное осмысление ситуации и конструктивное изменение самовосприятия. Проведен анализ определенных жизненных событий, влияющих на будущее человека – его личностное развитие и становление в обществе. Впервые представлена концептуальная основа ресурсного мышления, включающая в себя описание функций, структурных компонентов, видов, условий ресурсов, а также особенностей их формирования и стадий реализации. Обосновано понимание ресурсности человека как фундаментальной характеристики его бытия. Практическая значимость заключается в нахождении опорных точек в формировании личностных структур посредством социальной идентификации, что делает возможным создание ресурсов для себя и для других. Ресурсность мышления как ключевая компетентность субъекта позволяет обеспечивать возможности участия в социально полезной познавательно-преобразовательной деятельности и критически оценивать ее. Оптимальное распределение ресурсов способствует эффективному использованию ресурсов для деятельности и жизнетворчества, в том числе планированию событиями и управлению ими для достижения определенных целей.

Ключевые слова: ресурсность мышления, актуализация и реализация, ресурс, мышление, копинг-ресурс, творческий потенциал, личность, субъект

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00196а).

Для цитирования: Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности / М. М. Кашапов [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683–694. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.683-694

Заявленный вклад авторов: Кашапов Мергаляс Мергалимович – формулирование основной концепции исследования; проведение критического анализа материалов и формирование выводов; научное руководство. Шаматонова Галина Леонидовна – теоретический анализ литературы; решение организационных и технических вопросов по подготовке текста. Кашапов Артём Сергеевич – подготовка начального варианта текста; обобщение результатов исследования; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов. Отставнова Ирина Владимировна – теоретический анализ литературы; обобщение результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX