PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.015.3:378=111

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.596-608

 

Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов

Гаранина Жанна Григорьевна
профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1428-1213, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Андронова Наталья Владимировна
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1909-5575, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лашмайкина Людмила Ивановна
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0848-3871, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мальцева Ольга Евгеньевна
старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Элизы Ожешко, д. 22), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7564-4025, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поляков Осип Егорович
профессор кафедры мордовских языков ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0232-7501, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию модели и структуры личностно-профессионального саморазвития, а также анализируются результаты сравнительного эмпирического исследования особенностей саморазвития студентов с различным уровнем сформированности мотивационно-смысловой сферы. Цель статьи – изучение теоретических и практических аспектов проблемы профессионального и личностного саморазвития будущих специалистов, построение структурной модели и выделение уровней с аморазвития.
Материалы и методы: были использованы диагностические методы, направленные на определение уровня саморазвития и личностных качеств студентов. Обработка полученных данных проводилась методом корреляционного, факторного и кластерного анализа.
Результаты исследования: личностно-профессиональное саморазвитие представляет собой целостную систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя, которое осуществляется в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью психодиагностических методов, направленных на выявление уровня саморазвития будущих специалистов, его структуры и особенностей. Получены научно обоснованныерезультаты, позволяющие раскрыть уровни саморазвития студентов, а также определить факторы, влияющие на процесс саморазвития у будущих специалистов социономической сферы.
Обсуждение и заключения: структурная модель личностно-профессионального саморазвития включает совокупность взаимосвязанных компонентов: ценностно-смыслового, рефлексивного и регулятивного. Основным фактором, влияющим на процесс личностного и профессионального саморазвития будущих специалистов, является показатель осмысленности жизни, который значимо связан с готовностью к самопознанию и саморазвитию и влияет на уровень саморазвития. Стремление к саморазвитию можно рассматривать как одну из личностных и профессиональных ценностей, дающую будущим специалистам возможность чувствовать осмысленность жизни, удовлетворенность ее процессом и результатами, а также достигать поставленных личных и профессиональных целей. Полученные результаты представляют особый интерес для практикующих психологов, которые могут расширить сферу исследования процессов саморазвития и самосовершенствования личности и определить основные способы потенциальной самореализации молодежи в профессиональной карьере.

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие, мотивационно-смысловая сфера, саморегуляция, рефлексия, самоэффективность, самоактуализация, осмысленность жизни

Для цитирования: Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж. Г. Гаранина [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 596–608. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.596-608

Заявленный вклад авторов: Гаранина Жанна Григорьевна – разработка концепции; инициация исследования; разработка методологии; критический анализ и пересмотр текста. Андронова Наталья Владимировна – разработка исследовательских инструментов (анкеты); сбор данных в 2015–2016 гг.; подготовка начального варианта текста. Лашмайкина Людмила Ивановна – изучение концепции; сбор данных в 2016–2017 гг.; формализованный анализ данных. Мальцева Ольга Евгеньевна – критический анализ и пересмотр текста, проведение анализа и подготовка первоначальных выводов. Поляков Осип Егорович – поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; подготовка текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX