PDFСкачать статью в pdf.

УДК 378.1-057.87

DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.371-384

 

Межкультурная коммуникация и преподавание русского языка иностранным студентам на летних языковых курсах

Романов Юрий Александрович
доцент кафедры гуманитарных наук Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (61002, Украина, г. Харьков, ул. Кирпичева, д. 2), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7819-3119, Scopus ID: 57192100683, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Снегурова Татьяна Алексеевна
заведующий кафедрой гуманитарных наук Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (61002, Украина, г. Харьков, ул. Кирпичева, д. 2), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0420-0854, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье рассматриваются содержание и методика обучения русскому языку как иностранному на летних языковых курсах, отражающих мотивы межкультурной коммуникации. Раскрыта специфика преподавания русского языка студентам-иностранцам в культурном поле Украины. Актуальность исследования определяется возрастающей академической мобильностью студентов и необходимостью разработки современных образовательных технологий для их обучения. Цель статьи – представить комплексный подход в преподавании русского языка как иностранного на летних языковых курсах, при котором учитываются культурные запросы обучаемых и мотивы межкультурной коммуникации.
Материалы и методы: методологическим обоснованием настоящего исследования являются частная методика преподавания русского языка как иностранного и модели развития межкультурной компетенции. Представлены учебные материалы для практического преподавания русского языка; использованы качественные и количественные методы исследования мотивов межкультурной коммуникации (письменные опросы и устные интервью по ключевым темам).
Результаты исследования: в процессе работы со слушателями языковых курсов – студентами австрийских университетов – получены и изучены данные о факторах мотивации учащихся, наиболее значимые для них темы межкультурного диалога, важные аспекты русской грамматики, а также данные о наиболее востребованных знаниях об Украине. Анализ полученных данных, проведенный авторами исследования, позволил оптимизировать содержание учебного процесса и повысить его эффективность.
Обсуждение и заключения: обучение русскому языку иностранцев предполагает параллельное формирование их межкультурной компетенции на основе понимания местных культурных реалий. Представленный подход к преподаванию русского языка как иностранного в рамках программы летних языковых курсов обеспечивает не только прочное усвоение языкового материала студентами-иностранцами и существенное улучшение их уровня владения русским языком, но и значительное повышение межкультурной компетенции обучаемых на основе применения разнообразных обучающих технологий и активной межкультурной коммуникации иностранных студентов с носителями русского языка при работе в тандеме. Практическое значение исследования определяется тем, что предлагаемый подход может найти широкое применение при обучении иностранцев на летних языковых курсах; перспективы исследования обусловлены непрерывным развитием данной формы обучения и повышением значимости межкультурной компетенции в практике культурного взаимодействия.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, русский язык как иностранный, методика преподавания второго языка, изучение языка в тандеме, летние языковые курсы

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность студентам австрийских университетов за участие в опросах, которые проводились для данного исследования

Для цитирования: Романов Ю. А., Снегурова Т. А. Межкультурная коммуникация и преподавание русского языка иностранным студентам на летних языковых курсах // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 371–384. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.3 71-384

Заявленный вклад авторов: Романов Юрий Александрович – постановка проблемы исследования; разработка методики преподавания русского языка как иностранного на летних языковых курсах; написание анкет, проведение интервью с иностранными студентами, обработка полученных данных; критический анализ и доработка текста; компьютерные работы. Снегурова Татьяна Алексеевна – постановка проблемы исследования; разработка методики преподавания русского языка как иностранного на летних языковых курсах; написание анкет, проведение интервью с иностранными студентами; подготовка начального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX