PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.036.5-057.87

DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285

 

ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КЛУБОВ НА ПЛАТФОРМЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРСАЙТ-СЕССИИ

Мальцева Анна Андреевна
директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы им. Е. А. Лурье ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170100, Россия, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-4347-5586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лельчицкий Игорь Давыдович
директор Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170100, Россия, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1902-653X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: развитие научно-технического творчества молодежи в принципиально новом формате является актуальной задачей современных университетов, при этом нуждается в целенаправленном управлении и понимании руководством университетов перспектив их развития. Представлены результаты проведенного исследования в формате заочной форсайт-сессии, целью которого была раз¬работка дорожной карты повышения эффективности функционирования практико-ориентированных научно-технических клубов (ПОНТК) творческого развития студентов и школьников в вузах.
Материалы и методы: методологической основой исследования стала методика Rapid Foresight, использование которой позволило сократить ресурсы на проведение форсайта при достаточно высокой его результативности. Исследование проводилось на основе результатов заочного опроса экспертов, пул которых включал представителей научно-образовательного сообщества и реального сектора экономики. Анкета была структурирована в соответствии с выделенной логикой форсайта и содержала его ключевые базовые характеристики.
Результаты исследования: в рамках исследования был проведен опрос респондентов и анализ существующих дорожных карт по близкой проблематике, на основании чего были сформированы карты времени и итоговая дорожная карта повышения эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов на период 2017–2020 гг. Основой дорожной карты послужили мероприятия, обозначенные в процессе исследования как факторы изменения системы ПОНТК вузов. Ключевыми инициаторами и исполнителями мероприятий дорожной карты должны стать руководители отдельных ПОНТК, университетов, федеральные органы исполнительной власти в лице Министерства образования и науки России и другие заинтересованные структуры.
Обсуждение и заключения: результаты исследования могут применяться в деятельности университетов и органов государственной власти с целью дальнейшей работы по популяризации инженерно-технического творчества в молодежной среде. Активизация деятельности вузов по созданию подобных структур и их дальнейшему функционированию с опорой на составленные в рамках форсайт-сессии материалы может обеспечить оптимальную траекторию их развития, внести вклад в трансформацию системы инженерного образования в стране. Предприятия реального сектора экономики являются важнейшими заинтересованными сторонами в развитии ПОНТК как инструмента привлечения талантливой молодежи в инженерную профессию.

Ключевые слова: практико-ориентированный научно-технический клуб; университет; научно-техническое творчество; форсайт; инженерное образование

Для цитирования: Мальцева А. А., Лельчицкий И. Д. Видение будущего научно-технических клубов на платформе университетов: результаты форсайт-сессии // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 262–285. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285

Заявленный вклад авторов: Мальцева Анна Андреевна – подготовка начального варианта текста; визуализация/представление данных в тексте; сбор данных и доказательств; проведение экспериментов; формализованный анализ данных. Лельчицкий Игорь Давыдович – научное руководство; обеспечение ресурсами; развитие методологии; критический анализ и доработка текста..

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX