PDFСкачать статью в pdf.

УДК 1:316:81’271(=511.152)

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.415-421

 

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМИЧЕСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Осьмушина Анастасия Андреевна
ассистент кафедры гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 93), ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2982-2772, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ингл Оксана Петровна
преподаватель русского языка и литературы Чарльстонского университета (Южная Каролина, США, 66 Джордж Стрит, Чарльстон, 29424), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье рассматриваются образовательные возможности фольклора, анализируется комическое в творчестве мордовского народа с точки зрения отображения в нем социально-философских категорий, выявляются основания и содержание комического и смеха мордовского народа, их эффект в формировании личности. Исследования подобного рода ранее не предпринимались. Работа носит интердисциплинарный характер.
Материалы и методы: материалом для исследования послужили мифы, пословицы и поговорки, афоризмы, сказки, обрядовые песни мордвы. Применяются методы количественно-качественного анализа, обобщения, синтеза.
Результаты исследования: в статье рассматриваются объект (недостаточная жизненная энергия, отклонения от справедливости и естественности) и предмет комического в творчестве мордовского народа (отклонение от предназначения человека – естественного творчества). С точки зрения авторов статьи, иллокутивная сила комического заключена в тропах, посредством чего и осуществляется воспитательное воздействие, перлокутивный эффект выражается в ненависти и презрении к порокам, в стремлении и любви к добродетелям, представляющим собой дезиративную норму, т. е. норму, на достижение которой и направлено образование и воспитание. Дезиративная норма мокши и эрзи – достаточная жизненная энергия, организуемая в созидание, в умелый, творческий труд, оцениваемый по заслугам, разумное использование природных ресурсов, следование прогрессу, дружная жизнь. Образование также направлено на искоренение пороков. Санкционируемая посредством комизации пейоративная норма осуждает механическое выполнение работы без ее понимания, труд ради корысти, лишенный творчества, несправедливые оценки.
Обсуждение и заключения: определены социально-философские категории, находящие отображение в комическом мокши и эрзи, создающие перлокутивный эффект и имеющие иллокутивную силу, оказывающие формирующее воздействие на личность реципиента, осуществляя основную образовательную функцию – социализацию и нормирование. Таким образом, мы убедились в том, что комическая составляющая фольклора имеет несомненное образовательное значение.

Ключевые слова: воспитание; образование; норма; комическое; мокша; эрзя; радость; жизненная энергия; социальное; несправедливость; творчество; пороки

Для цитирования: Осьмушина А. А., Ингл О. П. Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 415–421. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.415-421

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX