PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.0:378

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.382-392

 

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Копров Василий Михайлович
преподаватель кафедры автоматики и вычислительных средств ФГКВОУ ВПО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» (Россия, г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 67 а), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3732-9091, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сапир Елена Владимировна
заведующая кафедрой мировой экономики и статистики ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (Россия, г. Ярославль, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), доктор экономических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2754-0985, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье отмечается важность изучения интеграционных процессов в сфере высшего образования для их последующего использования при формировании инновационной среды высшей школы. Актуализированы моменты, определяющие значимость рассматриваемых вопросов при выработке государственной политики в сфере образования.
Материалы и методы: основу исследования составили общенаучные методы, прежде всего, анализ научной литературы и эмпирических данных. Материалом для исследования послужили работы российских и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются вопросы интеграции сферы высшего образования, а также нормативно-правовая база высшей школы.
Результаты исследования: проведенный анализ термина «интеграция» с позиции фундаментальной науки и применительно к практике высшей школы позволил разграничить указанную дефиницию как состояние и как процесс. Рассмотрение проходящих интеграционных процессов в сфере высшего образования позволило выделить три уровня их проявления. Подчеркивается особая важность дальнейшего исследования интеграционных процессов в высшей школе по уровням их проявления.
Обсуждение и заключения: сделан вывод о необходимости применения разграничительного подхода к изучению интеграционных процессов в силу наличия различий между формами проявления интеграции по уровням, визуально показано разграничение понятия интеграция по уровням ее проявления, в качестве причины интеграционных процессов указано стремление выстоять в конкурентной борьбе, а как основная цель интеграции – повышение конкурентоспособности участников интеграционных процессов, обеспечивающих их совместное продвижение вперед.

Ключевые слова: интеграция; интеграционные процессы; уровни интеграционных процессов; сфера высшего образования; инновационная среда высшей школы

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект «Модель интегрирования российского региона в мировую хозяйственную сферу через развитие и адаптацию новых организационных структур» № 15-32-01043.

Для цитирования: Копров В. М., Сапир Е. В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 382–392. DOI: 10.15507/1991- 9468.084.020.201603.382-392

Заявленный вклад авторов:
Копров Василий Михайлович – теоретический анализ литературы, разграничение понятия интеграция высшего образования.
Сапир Елена Владимировна – анализ интеграционных процессов в сфере высшего образования в рамках стран-участниц БРИКС.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX