PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.0:316.77

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Алеевская Юлия Ивановна
заместитель директора по методической работе Московского финансового колледжа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва, ул. Кусковская, д. 45), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7067-6055, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аширбагина Наталья Леонидовна,
доцент кафедры общественных наук ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал Финуниверситета) (Россия, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2652-0250, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мещерякова Наталия Ананьевна
доцент кафедры высшей математики и информатики ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал Финуниверситета) (Россия, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6717-2363, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: проблема развития коммуникативной компетентности не является новой в педагогической науке и практике. Однако отсутствуют единые взгляды на толкование указанного понятия, что определяет актуальность рассматриваемой темы в контексте реформирования отечественного высшего образования на современном этапе. Особое внимание к проблеме коммуникативной компетентности обусловлено возрастающими требованиями рынка труда к адаптационному потенциалу выпускников вузов для системы «человек – человек».
Материалы и методы: c целью определения «весовых коэффициентов важности» отдельных компетенций было проведено социологическое исследование коммуникативной составляющей кластера компетенций магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование».
Результаты исследования: в статье обоснована актуальность формирования коммуникативной компетентности в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования, определена ее сущность и структура с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры. В соответствии с предложенной структурой коммуникативной компетентности, содержащей мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты, представлено содержательное наполнение указанных компонентов в соответствии со спецификой коммуникативной компетентности выпускника педвуза. Раскрыт потенциал коммуникативной компетентности в контексте реализации ФГОС ВО 3+. Авторами проведен анализ требований к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование». Конкретизирована роль компетенций, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности выпускника педвуза.
Обсуждение и заключения: результаты педагогического исследования позволили конкретизировать структуру и содержание коммуникативной компетентности выпускника педвуза, отражающие готовность и способность к продуктивному общению в профессиональной среде в соответствии с направлением и уровнем подготовки. Данная структура обеспечит в перспективе возможность выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов, определить показатели, критерии и уровни ее сформированности с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентностный подход; коммуникативная компетентность; педагогическое образование; многоуровневая подготовка

Для цитирования: Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А. Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 352–363. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

Заявленный вклад авторов:
Алеевская Юлия Ивановна – концепция и инициация исследования.
Аширбагина Наталья Леонидовна – сбор и обработка материалов, написание текста.
Мещерякова Наталия Ананьевна – формализованный анализ данных, написание текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX