Печать

PDFСкачать статью в pdf (To download article).

УДК 37.018:316.6

DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.037-050

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Чернышов Михаил Юрьевич
(заведующий методической частью Президиума Иркутского научного центра СО РАН (Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 134), почетный профессор Кэмбриджского университета, действительный член Британской королевской академии наук, кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1543-7171, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журавлева Анастасия Михайловна
(учитель английского и японского языков ГБОУ «Лицей № 504» (Россия, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 67), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7896-6209, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в рамках интегративного проекта, предполагавшего поиск психологических подходов к совершенствованию развивающего обучения и воспитания, авторами статьи выполнено исследование на базе группы школ областных центров трех регионов РФ. В задачи исследования входил анализ подходов к организации, осуществлению обучения по системе развивающего обучения, а также рассмотрение способов построения педагогического дискурса.

Материалы и методы: исследование предполагало открытое или скрытое наблюдение за построением, протеканием учебного процесса и педагогического дискурса, проведение опросов учащихся, учителей, администрации школ и родителей. При проведении наблюдений и опросов использовались средства видео- и аудио-регистрации. Полученные материалы изучались, и полученные сведения обобщались.

Результаты исследования: получен объемный материал, анализ которого позволил сделать выводы о наличии проблем в обучении и воспитании, носящих системный характер, а также о необходимости применения дидактических подходов, направленных на формирование мышления, сознания, чувственной сферы, нравственности учащихся.

Обсуждение и заключения: предложены конкретные подходы к решению указанных проблем. Важно, чтобы совершенствование системы развивающего обучения шло по пути целенаправленного и систематического выстраивания доверительного, корректного и развивающего педагогического дискурса в классе и вне его, который мог бы способствовать не только инициации мыследеятельности, как предполагал Л. С. Выготский, но, в первую очередь, формированию чувственно-смысловой сферы сознания, которая является основой для развития личностно значимых чувств, смыслов и нравственных ориентиров в сознании учащихся. Только на такой прочной основе возможно формирование сознательности, самостоятельности, деловых качеств учащихся. Только при правильно построенном, т. е. чувственно основанном воспитании, идейно и материально обеспеченном обучении могут быть гарантированы высокая обученность, формирование нравственных личностей учащихся и должная преемственность дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

Ключевые слова: организация и осуществление развивающего обучения; психолого-дидактические принципы обучения и воспитания; смыслодидактика; развивающий педагогический дискурс; формирование чувственно-смысловой сферы сознания; педагогически значимые смыслы; системное формирование мышления; развитие сознательности и самостоятельности; формирование нравственных ориентиров 

Для цитирования: Чернышов М. Ю., Журавлева А. М. Психологические критерии эффективности развития в обучении: самостоятельность, активная мыследеятельность, доверительный дискурс // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 37−50. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.037-050 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.