УДК 371:811.161.1:81?42                                      DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.086

 

Художественный текст в системе профессионально ориенти- рованного обучения русскому языку как иностранному

Филиппова Ольга Викторовна
(заведующая кафедрой русского языка как иностранного ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9829- 445Х, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Сирота Елена Владимировна
(заведующая кафедрой славистики Бельцкого государственного университета имени Алеку Руссо (Молдова, г. Бельцы, ул. Пушкина, д. 38), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2662-8512, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Использование художественного текста на занятиях русского языка как иностранного представляет одну из актуальных методических проблем, поскольку дидактические возможности художественного текста в фор- мировании коммуникативной личности будущего специалиста в полной мере еще не изучены и не описаны. Овладевая профессиональной речью на русском языке, иностранные студенты нуждаются как в аутентичных образцах разных жанров профессиональной речи, так и в специальной методической работе по усвоению особенностей построения данных текстов. В результате работы по обучению студентов навыкам профессио- нальной коммуникации авторы пришли к выводу, что студенты нуждаются в создании для них определенной эмоциональной атмосферы, в подготовительной работе, включающей создание лингвокультурного фона, облегчающего восприятие специальных лингвистических знаний. С этой целью возможно использовать художественный текст, который выступает не только как средство приобщения к культуре изучаемого языка, но может обрисовать как типовую ситуацию использования того или иного жанра профессиональной речи, так и особенности проявления значимых жанровых черт. В методике обучения русскому языку как иностранному накоплен определенный опыт работы с художественным текстом, однако проблема использования художественного текста в формировании профессионально ориентированных речевых умений еще требует своего решения. В статье показано, что привлечение художественного текста при изучении особенностей жанра рекламы, оптимизирует процесс изучения данного жанра, позволяет осознать призывность как важную стилевую черту рекламы соотнести эту черту с типичными языковыми средствами ее выражения. Авторы описывают ход работы с художественным текстом, приводят возможные варианты вопросов и заданий.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; коммуникативная личность; профессионально ориентированная методика; жанроориентированный подход; художественный текст; реклама

 

Для цитирования: Филиппова, О. В. Художественный текст в системе профессионально ориенти- рованного обучения русскому языку как иностранному / О. В. Филиппова, Е. В. Сирота // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 86–92. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.086

 

LITERARY TEXT IN THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO INTERNAT IONAL STUDENTS

Filippova Olga Viktorovna
(head of Russian as a foreign language Chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Dr.Sci. (Pedagogy), ORCID:http://orcid.org/0000-0002-9829-445X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Sirota Elena Vladimirovna
(head of Slavonic Studies Chair, Alecu Russo State University of Bal?i (38, Pushkin Str., Balti, Moldova), ORCID:orcid.org/0000-0002-2662-8512, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Usage of literary text in teaching the Russian language to international students is a topical methodological problem because didactic potential of a literary text in formation of communicative personality of a future graduate hasn’t been fully studied yet. Foreign students who are mastering Russian language as professionals, need authentic patterns of different genres of professional speech, along with special teaching methodology that could help master the features of construction of such texts. The experience of the authors in teaching students the skills of professional communication shows that students need a certain emotional atmosphere in classes, some preparatory work to create a linguocultural background should be carried out, since it helps to facilitate perception of special linguistic knowledge. For this purpose it is possible to use a literary text, which is not only a means for exposure of culture of the language studied – it can also outline typical speech situation of using this or that genre of professional speech as well as the specifics of manifestation of significant genre features. Some experience in using literary text has been accumulated in the methodology of teaching Russian as a foreign language, but the problem of using literary text for developing professionally-oriented speech skills still wants solution. The article shows that the use of literary text during the studying of features of such a genre as advertising optimises the studying process, allows to realise the appealingness as an important stylistic feature of advertising, relating this feature to the typical linguistic means of its expression. The authors describe the course of work with a literary text and of fer assignments for assessment of academic progress.

Keywords: russian as a foreign language; communicative personality; professionally-oriented methodology; genre-oriented approach; literary text; advertising

 

For citation: Filippova O. V., Sirota E. V. Literary text in the system of teaching russian language to international students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 86–92. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.086

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.