PDFСкачать статью в pdf.

УДК 355.58:614.8-057.87

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.124

 

МОБИЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС МЧС РОССИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Филипчук Анна Валериевна
доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Статья посвящена основным проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 10–11 классов. Продемонстрирован пример использования во внеучебной деятельности мобильного учебного комплекса МЧC России как средства формирования теоретических и практических знаний и умений учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Рассмотрен мобильный учебный комплекс, разработанный специалистами МЧС России, специально для обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мобильный учебный комплекс состоит из автомобиля, который полностью укомплектован для организации занятий в любых условиях, в любом месте, в любое удобное время. Обучение старшеклассников действиям в чрезвычайных ситуациях является одним из актуальных требований времени. Преимущество обучения школьников с использованием технологий мобильного учебного комплекса обусловлено не только возможностью его использования в отдаленных районах, при отсутствии учебно-материальной базы, но и способностью создавать специальные педагогические условия для более глубокого усвоения знаний в области безопасности жизнедеятельности. МУК позволяет решать одну из главных целей в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности, а именно создавать условия, при которых знания старшеклассников формируются в практические навыки действий в чрезвычайных ситуациях. Автором описан этап формирующего эксперимента, доказывающий эффективность внеучебной деятельности в области безопасности жизнедеятельности старшеклассников. Приводится пример использования Мобильного учебного комплекса МЧС России по теме «Правила поведения при авариях с выбросом аварийно-химических опасных веществ». Показан порядок проведения занятия, его теоретическая и практическая части. Описаны учебные точки, на которых решаются основные задачи эксперимента. Даны примеры заданий. Приведена динамика изменений уровня знаний как на теоретическом, так практическом уровне.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности; мобильный учебный комплекс; чрезвычайные ситуации; практические навыки; компетенции безопасности жизнедеятельности; эксперимент; учебные точки; средства обучения

 

Для цитирования: Филипчук, А. В. Мобильный учебный комплекс МЧС России как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников / А. В. Филипчук // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 124–130. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.124