PDFСкачать статью в pdf.

УДК 371:93

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.074

 

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ ТЮМЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Ермачкова Елена Петровна
заведующий кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Заводоуковске (Россия, г. Заводоуковск, ул. Заводская, д. 4), кандидат исторических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Исследованы особенности становления системы народного образования в сельской местности бывшей Тобольской, с 1918 г. Тюменской губернии в условиях Гражданской войны. Основными задачами социальной значимости правительства Советов стали организация крупномасштабной борьбы с неграмотностью, внедрение новой системы народного образования, ликвидация старой «царской» школы, воспитание коммунистически настроенного молодого поколения. После ухода из Приишимья колчаковских войск начался срочный набор педагогических кадров – с фронта снимали образованных солдат, приглашали выпускников или учащихся старших классов светских и духовных учебных заведений страны. Школьные занятия проводились по новым правилам при отсутствии необходимых условий для детей обоего пола. Рост ассигнований на строительство сельских учебных заведений привел к массовому открытию школ I ступени, семилеток, ликвидационных пунктов, изб-читален, клубов. Приводится анализ архивных документов, ранее неизвестных исследователям, что позволяет проследить положительные и отрицательные последствия массовой борьбы с неграмотностью сибирских крестьян. Впервые в образовательный процесс вовлекли не только детей, но и подростков, взрослых и пожилых крестьян, меняя их мировоззрение, отношение к советской власти. Полученные в школе и других просветительских учреждениях знания и навыки применялись в сельском хозяйстве, кооперации, государственном строительстве. Вместе с тем, цель правительства – борьба с неграмотностью – официально была выполнена только к началу 40-х гг., при этом ликвидировался положительный опыт и педагогические технологии, связанные в представлении большевиков с царской системой обучения; значительная часть безграмотного населения оказалась неподготовленной к ускоренному восприятию базовых понятий коммунизма и социализма, основ марксизма-ленинизма. Идеологизация советского образования помогала создать «нового» человека, безоговорочно верящего своему руководству, готового к радикальным преобразованиям во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: Тюменская губерния; Приишимье; система народного образования; начальное училище; школы I и II ступени; ликвидация неграмотности

 

Для цитирования: Ермачкова, Е. П. Формирование системы советского народного образования на юге Тюменской губернии / Е. П. Ермачкова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 74–81. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.074