PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.015.31:37.061

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.060

 

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Козлова Наталия Сергеевна
доцент кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 7а), кандидат психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Комарова Екатерина Николаевна
старший преподаватель кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 7а), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В данной статье анализируется проблема субъективного благополучия в психологической науке. Сопоставляются два основных современных подхода (гедонистический и эвдемонистический) к пониманию природы психологического благополучия, его ключевые характеристики и предпосылки, пути достижения. Приводятся основные дефиниции понятия субъективное благополучие. Цель исследования – сравнить особенности субъективного благополучия людей с разным уровнем образования. Выдвинуты основные гипотезы нашего исследования. 1. Уровень образования влияет на восприятие субъективного благополучия личности. 2. Люди со средним уровнем образования более неудовлетворенны в своей жизни по сравнению с теми, кто имеет более высокий уровень образования. Исследование выполнено на случайной выборке (n = 226 чел. в возрасте от 16 до 67 лет) с применением диагностического инструментария: методики «Шкала субъективного благополучия» (автор – М. В. Соколова); специально разработанной авторской анкеты, вопросы которой направлены на изучения переживания субъек- тивного благополучия. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, позволяющие сделать вывод об особенностях восприятия личности данного процесса в зависимости от ее образованности. При обработки данных был применен одномерный дисперсионный анализ с использованием формулы Дункана и автоматизированного пакета обработки статистических данных программы ‟SPSS 13”. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования полученных выводов в психокоррекционной и психопрофилактической работе, связанной с субъективным благополучием личности. Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых программ и при чтении курсов по социальной психологии и психологии личности, а выводы – в процессе преподавания данных курсов.

Ключевые слова: уровень образования; субъективное благополучие; атрибуция; напряженность и чувствительность; психоэмоциональная симптоматика; самооценка здоровья

 

Для цитирования: Козлова, Н. С. Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования / Н. С. Козлова, Е. Н. Комарова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 60–64. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.060