PDFСкачать статью в pdf.

УДК 159.92-057.87

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.053

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кевбрин Борис Федорович
ректор Саранского кооперативного института – филиала АНО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 17), доктор философских наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новиков Петр Васильевич
профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института – филиала АНО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 17), кандидат психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рассматривается необходимость повышения психологической подготовки будущих специалистов потребкооперации. Деятельность многих специалистов, особенно сферы потребкооперации, подразумевает постоянный контакт с людьми. Вследствие этого одной из главных сторон деятельности специалиста является коммуникативная функция, которая заключается в общении. Психологическая подготовка будущего специалиста является важнейшей составляющей профессионализма. К моменту поступления в вуз студенты обладают уже достаточно богатым житейским психологическим опытом. Житейские психологические понятия отличаются множеством особенностей, которые необходимо принимать во внимание при построении методики психологической подготовки. Существующая система психологического образования на данном этапе ориентирована главным образом на формирование у студентов знаний. Они действительно необходимы будущим специалистам, но не достаточны для решения многочисленных профессиональных задач. Многие исследователи подчеркивают, что методика преподавания психологии должна быть направлена не только на формирование системы научных психологических понятий, но и коррекцию имеющихся у студентов житейских представлений. Ключевой задачей психологической подготовки в вузе является формирование психологической культуры специалиста. Психологическая культура рассматривается исследователями как интегративное качество личности. Описаны основные компоненты психологической подготовки специалиста: общая психологическая и профессионально-психологическая подготовленность, нравственно-психологическая, психологическая техника. Выделены препятствия, препятствующие формированию психологической компетенции обучающихся. Для вуза, формирующего конкурентоспособного специалиста нужны психолого-педагогические развивающие технологии, обеспечивающие личностное и профессиональное развитие как студентов, так и преподавателей, управленцев. Важным направлением развития системы подготовки профессиональных кадров в вузе становится принципиально иная по содержанию и форме психологическая подготовка преподавателя. Преподаватель вуза должен не только уметь решать задачи предметного, профессионального обучения, но и владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития будущих специалистов.

Ключевые слова: потребительская кооперация; учебно-профессиональная деятельность; психологическая подготовка; психологическая культура; компоненты психологической подготовки; личностное и профессиональное развитие студентов

 

Для цитирования: Кевбрин, Б. Ф. Психологическая подготовка студентов как основа профессионализма будущих специалистов / Б. Ф. Кевбрин, П. В. Новиков // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 53–59. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.053