Печать

PDFСкачать статью в pdf.

Отзыв из печати статьи Машаровой Т. В., Пивоварова А. А. Ситуация выбора как основа ситуативной доминанты в новом образовательном стандарте // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 22–29. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.022

Статья, опубликованная в научном журнале «Интеграция образования» (2015. Т. 19, № 1. С. 22–29) под названием «Ситуация выбора как основа ситуативной доминанты в новом образовательном стандарте», авторами которой являются Машарова Татьяна Викторовна, Пивоваров Александр Анатольевич (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), отзывается из печати по инициативе авторов.

Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением значительной части масштабных заимствований из источника: Машарова Т. В. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка : монография. Санкт-Петербург, 1999.

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по публикационной этике журнала «Интеграция образования Integration of Education» от «10» марта 2017 г.

 

УДК 159.9.01:37.02

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.022

 

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА КАК ОСНОВА СИТУАТИВНОЙ ДОМИНАНТЫ В НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

Машарова Татьяна Викторовна
ректор КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» (Россия, г. Киров, ул. Р. Ердякова, д. 23/2), доктор педагогических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пивоваров Александр Анатольевич
заведующий кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» (Россия, г. Киров, ул. Р. Ердякова, д. 23/2), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье рассматривается вопрос эволюции ситуаций выбора как основы ситуативной доминанты обучающегося в новом образовательном стандарте. Важно специально сконструировать образовательные ситуации таким образом, чтобы переход от одного уровня к следующему сопровождался расширением самостоятельности выбора действий обучающегося из предложенного ассортимента вариантов. В этой связи авторы рассматривают четыре типа ситуаций выбора: ситуации свободы мнения; ограниченной свободы выбора решения; свободы выбора решения группой – решения всех за всех; индивидуальной свободы выбора. При последовательном прохождении обучающимся всех типов образовательных ситуаций выбора можно говорить о наличии у него ситуативной доминанты. При этом обязательно происходит возрастание его степеней свободы. Под ситуативной доминантой авторы понимают активированное внутреннее состояние обучающегося, позволяющее ему выстраивать стратегию взаимоотношений с окружающими людьми не только в образовании, но и в реальной жизни. При этом ситуативная доминанта предполагает также адекватную степень ответственности обучающегося за свои действия. Наличие ситуативной доминанты у обучающегося можно проверить по сформированным универсальным учебным действиям в первую очередь личностным. По этой причине авторы статьи значительное внимание уделяют аксиологическим аспектам становления ситуативной доминанты. Важнейшей составляющей воспитательного процесса в школе и результатом проявления индивидуальности остается система ценностных ориентаций, которая обязательно должна стать объектом выбора каждого обучающегося. Наиболее устойчивой будет система ценностей, прошедшая не только через формальную систему знаний, но и через чувственный опыт учащегося в ситуациях выбора.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; ситуации выбора; ситуативная доминанта; системно-деятельностный подход; федеральный государственный образовательный стандарт

 

Для цитирования: Машарова, Т. В. Ситуация выбора как основа ситуативной доминанты в новом образовательном стандарте / Т. В. Машарова, А. А. Пивоваров // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 22–29. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.022