УДК 378.147.31:37:62

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.98

 

ЛЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Масленникова Людмила Васильевна
(профессор кафедры общенаучных дисциплин Рузаевского института машиностроения (филиал) ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 93), доктор педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Арюкова Ольга Александровна
(преподаватель отделения среднего профессионального образования Рузаевского института машиностроения (филиал) ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 93), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Родиошкина Юлия Григорьевна
(доцент кафедры общетехнических дисциплин Рузаевского института машиностроения (филиал) ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 93), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Майкова Светлана Эдуардовна
(доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В данной статье изложены методические аспекты организации лекционных занятий в техническом вузе. Описана методология проведения лекционных занятий, а также компоненты, представляющие ме- тодику изложения теоретического материала на лекционных занятиях для студентов технических вузов. Лекции в техническом вузе представляют собой одну из основных форм обучения информационного характера. Однако изложение лекционного материала необходимо предлагать в систематизированном виде. Средствами организации содержания лекции должны быть системообразующие факторы самого научного знания – идеи, принципы, законы, категории, понятия, гипотезы, теории. На лекции необходимо формировать у студентов целостное представление об основных закономерностях и методах научного познания. Предметные лекции по содержанию для различных факультетов не отличаются, но со стороны профессиональной направленности приобретают отличительные особенности. Особенностями построения системы лекционных занятий в технических вузах является изложение материала с максимальным приближением физических теорий к проблемам будущей инженерной деятельности. При отборе содержания лекционного курса физики для студентов инженерных специальностей необходимо учитывать современные тенденции развития инженерного образования и интегративность курса с циклами естественно-научных, общетехнических и специальных дисциплин. В статье сформулированы требования к содержанию лекционного курса для студентов инженерных специальностей. Выделим из них следующие: фундаментальное единство естественно-научных дисциплин, новейшие открытия естествознания, перспективы их использования для построения техни- ческих устройств; физическое и математическое моделирование. Таким образом, методологическую основу лекции по физике для студентов технических вузов составляет идея взаимосвязи физической и технической картин мира, позволяющая обосновать принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения.

Ключевые слова: лекция; фундаментальная подготовка; технический вуз; инженерное образование; учебный процесс; практическая деятельность; научное знание; физическая картина мира.

 

Для цитирования: Масленникова, Л. В. Лекция в системе современного инженерного образования / Л. В. Масленникова [и др.] // Интеграция образования. − 2014. − № 4 (77). − С. 98−102. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.98

 

LECTURE IN THE SYSTEM OF MODERN ENGINEERING EDUCATION

Maslennikovа Lyudmila Vasilyevnа
(Professor, Chair of general scientific disciplines, Ruzaevka affiliate of Ogarev Mordovia State University, Institute of Mechanical Engineering (93, Lenin Str., Ruzaevka, Russia), Doctor of pedagogical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Aryukova Olga Aleksandrovna
(Lecturer, Department of vocational education, Ruzaevka affiliate of Ogarev Mordovia State University, Institute of Mechanical Engineering (93, Lenin Str., Ruzaevka, Russia), Kandidat nauk degree (PhD) in pedagogical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Rodioshkina Yulia Grigoryevna
(Associate professor, Chair of general technical disciplines, Ruzaevka affiliate of Ogarev Mordovia State University, Institute of Mechanical Engineering (93, Lenin Str., Ruzaevka, Russia), Kandidat nauk degree (Ph D) in Pedagogical Sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Maykova Svetlana Eduardovna
(Associate professor, Chair of marketing, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk degree (PhD) in economic sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

This article describes the methodological aspects of the organization of lectures in a technical college. The authors describe the methodology of the lectures, the components representing the methodology of presentation of theoretical material on lectures for students of technical u niversities. Lectures in technical colleges are one of the main forms of presentation of information during the learning process. However, the presentation of the lecture material should be offered in a systematic form. The lecture is necessary to form a holistic view of the students about the basic laws and methods of scientific knowledge. Subject lectures on the content for different faculties do not have any differences, but by a professional orientation they acquire distinctive features. Construction of lectures in technical universities is characterized by presentation of material with highest possible proximity of physical theories to problems solving in future engineering activity. During the selection of the content of the lecture course in physics for engineering students it is necessary to take into account modern trends of development engineering education and integrative course with the cycles of scientific, technical and professional disciplines. The paper represents the requirements to the maintenance of a lecture course for students of engineering specialties. Thus, the methodological basis of lectures in physics for students of technical colleges is the idea of interrelation of physical and technical pictures of the world, based on the principle of unity and fundamental professional orientation of training.

Keywords: lecture; fundamental training; technical college; engineering education; the learning process; practices; scientific knowledge; the physical picture of the world.

 

For citation: Maslennikova L. V., Aryukova O. A., Rodiоshkina Yu. G., Maikovа S. E. Lekcija v sisteme sovremennogo inzhenernogo obrazovanija [Lecture in the system of modern engineering education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 98−102. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.98

 

Скачать статью в pdf (To download article).