УДК 37:330.3

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.011

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аверина Ольга Ильинична
(заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Больше вистская, д. 68), доктор экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Горбунова Наталья Александровна
(доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Меркулова Ирина Федоровна
(доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Рассматриваются основные аспекты экономического образования, его роль для устойчивого развития общества; определены основные приоритеты российской стратегии образования для устойчивого развития. Значительное внимание уделяется рассмотрению проблем в области экономического образования в связи с переходом на образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения в соответствии с признанием принципов Болонского процесса. Наиболее сложными, по мнению авторов, являются проблемы, связанные с подготовкой бакалавров и магистров направления «Экономика», так как введение данного образовательного стандарта привело к объединению таких специальностей как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение». Профильная направленность, характерная для направления подготовки «Экономика», не всегда позволяет студенту получить знания, гарантирующие высокий уровень его профессиональной компетентности, что приводит к возникновению потребности в дополнительном образовании. Авторами статьи определяется роль дополнительного экономического образования в обеспечении специализации студента и более углубленного изучения теоретических и практических основ выбранной профессии. С использованием метода анкетирования проведены исследования, характеризующие взаимосвязь профессиональной компетентности и ответственности преподавателя высшей школы и качества подготовки выпускника экономических специальностей. Рассмотрена роль преподавателя университета в формировании основных профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны в настоящем столетии. Авторами статьи сделаны выводы о том, что для получения качественного экономического образования необходимо, с одной стороны, сохранение традиций российской высшей школы, с другой – высокий профессионализм преподавателя высшей школы, его стремление к самосовершенствованию. Это является немаловажным фактором для воспитания будущих поколений, которые должны стремиться к оптимальному использованию природных ресурсов, сохранению стабильности существующих социальных и культурных систем, обеспечению единства и жизнеспособности общества в целом.

Ключевые слова: устойчивое развитие; экономическое образование; государственные образовательные стандарты высшего образования; дополнительное образование; профессиональная компетентность; профессиональное самосовершенствование.

 

Для цитирования: Аверина, О. И. Экономическое образование для устойчивого развития: проблемы и перспективы / О. И. Аверина, Н. А. Горбунова, И. Ф. Меркулова // Интеграция образования. − 2014. − № 4 (77). − С. 1 1−16. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.011

 

ECONOMIC EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PERSPECTIVERS

Averina Olga Ilyinichna
(head of Chair of accounting, analysis and audit, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Doctor of economic sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Gorbunova Natalia Aleksandrovna
(research assistant professor, Chair of accounting, analysis and audit, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk degree (PhD) in economic sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Merkulova Irina Fedorovna
(head of Chair of accounting, analysis and audit, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Doctor of economic sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article explores the main aspects of economic education, its role in sustainable development of society, the main priorities of Russia’s strategy of education for sustainable development. Considerable attention is paid to the problems existing in the field of economic education in connection with the transition of higher education to the educational standards of the third generation, in accordance with the recognition of the principles of the Bologna Process. The most difficult, according to the authors, are the problems associated with the preparation of bachelors and masters in “Economics”, since the introduction of educational standards has led to the unification of such specialties as “Accounting, analysis and audit”, “Finance and Credit”, “Statistics”, “Taxes and Taxation”. Academic profile characterising “Economy” syllabus does not always allow a student to gain knowledge to ensure a high level of professional competence, which in turn leads to the need for further education. The authors determined the role of further economic education in ensuring student specialisation and an in-depth study of the theoretical and practical foundations of their chosen profession. Using the method of survey the authors have conducted the research characterising the relationship of professional competence and responsibility of a higher school teacher and the quality of the graduates of Economics curriculum. The authors examined the role of a university professor in the development of core professional competencies required for the sustainable development in the present century. The authors draw conclusions that to get good economic education, it is necessary on the one hand to preserve the traditions of Russian higher education, on the other – to have qualified teaching staff constantly seeking for self-improvement. This is an important factor for the education of future generations, who will have to strive to make optimum use of natural resources, the preservation of the stability of the existing social and cultural systems, to ensure the unity and vitality of society a s a whole.

Keywords: sustainable development; economic education; state educational standards of higher education; further education; professional competence; professional self-i mprovement.

 

For citation: Averina O. I., Gorbunova N. A., Merkulova I. F. Jekonomicheskoe obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija: problemy i perspektivy [Economic education for sustainable development: problems and perspectivers]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 11−16. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.011

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.