УДК 37.01:377(470+571)

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.006

 

Интеграционные процессы в российской системе профессионального образования

Посталюк Наталья Юрьевна
(главный научный сотрудник Приволжского филиала ФГА У «Федеральный институт развития образования» (Россия, г. Самара, пр. Масленникова, д. 37), доктор педагогических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Рассмотрены результаты исследования интеграционных процессов в региональных системах профессионального образования (на примере Приволжского федерального округа). Показано, что интеграционные процессы происходят фактически во всех компонентах региональных систем образования. Интеграции подвержены уровни образования; подсистемы основного и дополнительного профессионального образования (образование молодежи и взрослых); образовательные институты; образовательные результаты (например, межквалификационная интеграция компетенций рабочего, техника, инженера); содержание профессионального образования и формы его предъявления в учебном процессе; ресурсы региональной системы образования. Проанализированы типы и виды интеграции в образовании. Обоснованы причинно-следственные связи содержательной и организационной интеграции. Показано, что институциональный ландшафт системы профессионального образования субъектов РФ за последние 10 лет заметно обновился. В сегменте высшего образования региональных сетей интеграционные тенденции проявились в создании новых типов образовательных организаций: национальных исследовательских и федеральных университетов. В подсистеме довузовского профессионального образования произошло институциональное становление образовательной организации многоуровневого типа, ориентированной на подготовку специалистов среднего звена и рабочих кадров. Приведены примеры создания вертикально- и горизонтально-интегрированных комплексов профессионального образования в Приволжском федеральном округе. Представлены экономические и социальные эффекты интегративных процессов в сфере профессионального образования, среди которых наиболее значимыми являются повышение экономической эффективности деятельности образовательных организаций за счет «эффекта масштаба», снижения доли управленческого и учебно-вспомогательного персонала, рационального использования материальной базы интегрированных в комплекс организаций («эффект консолидации ресурсов»); рост капитализации образования за счет усиления профессионального потенциала выпускников и получения смежных профессий/специальностей; развитие горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся, в том числе, расширение возможностей их перехода с одного образовательного уровня на другой или изменения образовательной траектории в пределах одного уровня образования.

Ключевые слова: интеграция; интеграционные процессы; профессиональное образование; образовательные организации; вертикально- и горизонтально-интегрированные комплексы профессионального образования; экономические и социальные эффекты.

 

Для цитирования: Посталюк, Н. Ю. Интеграционные процессы в российской системе профессио- нального образования / Н. Ю. Посталюк // Интеграция образования. − 2014. − № 4 (77). − С. 6−10. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.006

 

INTEGRATION PROCESSES IN RUSSIA’S HIGHER EDUCATION SYSTEM

Postalуuk Natalia Yurievna
(chief researcher, Privolzhsky affiliate of the Federal Institute for Educational Development (37, pr. Maslennikova, Samara, Russia), Doctor of pedagogical sciences, professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article deals with the results of research of the integration processes in regional systems of higher education (based on materials of Privolzhsky Federal District). It is shown that the integration processes take place in practically all components of regional educational systems. Integration affects all levels of education; subsystems of the core and further education (education for youth and adults); educational institutes; educational outcomes (for example, cross-qualifying integration of worker, technician, and engineer competencie); content of vocational education and forms of its presentation in the learning process; resources of the regional educational system. The paper analyzes the types and kinds of integration in education. It substantiates the causal links between the content and organisational integration, shows that for the last 10 years the institutional landscape of regional systems of higher education has been significantly updated. The following trends characteristic of the regional higher education networks have manifested themselves: appearance of the new types of educational organisations – National Research Universities and Federal Universities. In the system of pre-diploma vocational education the multilevel type of educational organisation aimed at preparation of middle-management professionals and skilled workers has appeared. The author describes the examples of the creation of vertically and horizontally integrated complexes of higher education in the Privolzhsky Federal District; presents economic and social effects of integrative processes in sphere of higher education. Among them are: improvement the economic efficiency of educational institutions due to “effect of scale”, reduction of the share of administrative and teaching and support staff, rational use of material base of integrated in complex organizations (“the effect of consolidation of resources”); growth of capitalization of education by strengthening of the professional capacity of graduates and obtaining related occupations/specialties; development of horizontal and vertical mobility of students, including the empowerment of their transition from one educational level to another or changing of the educational trajectory within a single level of education.

Keywords: integration; integration processes; higher education; educational organizations; vertical and horizontally integrated complexes of higher education; economic and social effects.

 

For citation: Postalуuk N. Yu. Integracionnye processy v rossijskoj sisteme professional’nogo obrazovanija [Integration processes in Russia’s higher education system]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 6−10. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.006

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.